СЕРАЯ МАГИЯ
HET MONSTER
|
Есть еще такое понятие – “серая магия”. Так сегодня многие авторы, особенно американские, называют магические действия, “совершаемые без определенного намерения”, то есть без выбора между добром и злом – как будто этого выбора можно избежать! Впрочем, американцы известны своей наивностью (вспомните тетю Полли из “Тома Сойера”).
Хотя отказ от суждения о добре и зле – тоже древний принцип, не американцы его придумали. Это буддийский принцип, в котором как раз ничего плохого нет, потому что понимается он на философском уровне.
На философском же уровне он означает, что человеку не дано судить, что есть добро, а что – зло, потому что он не знает ни причин, ни следствий. И потому что любая вещь может быть и доброй, и злой одновременно.
Вот вы нашли кошелек на улице. Для вас это добро? Да, без сомнения. А для того, кто его потерял? Моя тетя так однажды потеряла кошелек с общественными деньгами. Так она их потом год отдавала, со своей-то пенсии.
Поэтому буддисты считают, что надо принимать все таким, как оно есть, не задумываясь, “добро” это или “зло” для вас или для кого-то другого. Космос знает лучше. Поблагодарим же его за то, что он дал нам, а злым оно окажется или добрым, и для кого, это мы узнаем в свое время.
Но это – на уровне философии, тут все в порядке. Если перенести этот принцип “как есть” (as is, он же plug and play) на бытовой уровень, как делают американцы, то получится, я извиняюсь, полная ерунда.
Получится: мне по фигу, выйдет ли добро или зло из того, что я намереваюсь предпринять. И вот берет такой “серый маг” свои атрибуты, формулирует желание и начинает действовать. (“Плюну, а на кого попадет, тот сам виноват”.)
Хотя, если так начинает действовать маг или человек, считающий себя таковым, это еще полбеды. В конце концов он сознает, что делает, а осознанное делание (я уже говорил об этом) редко может причинить кому-то вред.
Гораздо хуже – неосознанное делание, бытовая магия, совершаемая “без заранее определенного намерения”, как импульс, как реакция на внешний раздражитель.
Вот едете вы в троллейбусе и нечаянно задеваете сумкой толстую тетю, сидящую на сиденье. Дальше у нее идет возбуждение-реакция, причем ее-то никто не учил контролировать ни первое, ни второе, и она вам выдает:
– Интеллигент, шляпу надел, а еще сумкой толкается!
И главное тут даже не текст, а то ощущение ненависти, которое она при этом бессознательно передает вам. После этого у вас обязательно заболит печенка-селезенка, или не состоится нужная встреча, или вы поссоритесь с любимой – и не будете знать, отчего это так.
Именно оттого, что этот злобный сигнал не осознается (то есть не контролируется), он легко пробивает любые барьеры, как природные, которые есть у каждого человека, так и специальные, возведенные для защиты от намеренных вредных воздействий.
Поэтому магу, а также любому человеку, необходимо в том числе научиться создавать защиту против такой “серой магии”, то есть заранее не планировавшихся и не осознанных злых реакций. Хуже всего вредит именно неосознанное.
Философ-буддист никогда не позволит себе ничего подобного. Если его задели сумкой, наступили на ногу, обозвали “интеллигентом” он просто не даст у себя внутри образоваться тому комку злобы, который может вылететь и навредить другому человеку.
Но это философ. Остальные же люди, которых, увы, большинство, слишком неосторожны – и то и дело посылают “шары Смерти” другим, аналогично получая такие же от других...
Так что серой магии следует избегать пуще черной.